Теоретические положения холотропного дыхания
Холотропное дыхание относится к методам трансперсональной психологии. Трансперсональная психология появилась в конце 60-х. У истоков теории лежит деятельность таких выдающихся ученых, как С. Гроф, А. Маслоу, Э. Сьютич и др.
Предмет изучения – человек на доличностном уровне, в индивидуально-личностных процессах, на уровне трансперсонального опыта (духовного).
Приверженцы этой теории ставят ее в один ряд с бехевиоризмом, гуманистической психологией и психоанализов, называя четвертой силой.
Трансперсональная психология как бы дополняет три указанных выше направления интересом к духовным аспектам человека.
Более того, с помощью этой теории можно провести устойчивые параллели между официальной наукой и духовными учениями.
Подход к предмету изучения используется интегративный. Трансперсональная психология применяет методы, основанные на современных исследованиях в сферах медицины, психологии, антропологии, физики, мифологии и религоведении, микшируя с тем полезным, что есть в различных духовных практиках.
Духовные переживания в трансперсональной психологии считаются одной из важнейших составляющих человеческой психики, содержащей возможности для лечения и развития.
Холотропное дыхание основывается на таких теоретических утверждениях:
- изначально человек стремится к целостности, которая проявляется как результат исследования себя и реализации вовне своего внутреннего потенциала;
- человеческую личность нужно воспринимать безусловно полностью, включая всевозможные ее качества (физиологические, интеллектуальные, душевные);
- сознание следует понимать как свойство Вселенной, универсальное и неограниченное рамками нервной системы и клетками головного мозга;
- измененное состояние сознания (расширенная картография), возникающее при холотропном дыхании работает с личностными, перинатальными и трансперсональными зонами.
- причиной различных проблем является внутренняя конфронтация между стремлением к целостности и прошлыми травмами, которые ограничивают. Травматическим опытом считается такое переживание, которое человек отвергает, вместо того, чтобы принять как свою часть. Защитный механизм вытесняет такой опыт в бессознательное, усугубляя проблему, тем, что она превращается в неосознанную. Результат – проявление симптомов на психологическом, психосоматическом уровне. Человек может ощущать это как некую неудовлетворенность в самом простом случае, возможны и другие расстройства, такие как неспособность к нормальной коммуникации, невротические фобии, различного рода зависимости, депрессии и др.
- холотропное дыхание дает возможность проникнуть в бессознательное, прожить тот опыт, который там содержится, принять его как свою часть. После этого снимаются конфликты, мешающие идти к целостности, пониманию бытия и принятию его таким, какое оно предстает, выйти за пределы ограничений Я-концепции.
- в холотропной терапии используются те возможности, которые открывает измененное состояние сознания.
- принимается, что у каждого человека имеется своя внутренняя мудрость, которая и помогает ему разобраться во всем, не полагаясь на внешние суждения терапевта или кого-то еще. «Внутренний целитель» сам выбирает тот опыт, с которым необходимо отработать в настоящий момент и выделяет для этого ресурсы.
Роль терапевта в холотропном подходе заключается в:
Ведущий занятие по холотропному дыханию терапевт видит свою роль в следующем:
- обеспечение безопасности во время сеанса;
- безоценочное принятие всех переживаний, всплывающих в процессе, поддержка и сопровождение дышащего;
- помощь в интергации опыта.
Приверженцы этой теории ставят ее в один ряд с бехевиоризмом, гуманистической психологией и психоанализов, называя четвертой силой.
Трансперсональная психология как бы дополняет три указанных выше направления интересом к духовным аспектам человека.
Более того, с помощью этой теории можно провести устойчивые параллели между официальной наукой и духовными учениями.
Подход к предмету изучения используется интегративный. Трансперсональная психология применяет методы, основанные на современных исследованиях в сферах медицины, психологии, антропологии, физики, мифологии и религоведении, микшируя с тем полезным, что есть в различных духовных практиках.
Духовные переживания в трансперсональной психологии считаются одной из важнейших составляющих человеческой психики, содержащей возможности для лечения и развития.
Холотропное дыхание основывается на таких теоретических утверждениях:
- изначально человек стремится к целостности, которая проявляется как результат исследования себя и реализации вовне своего внутреннего потенциала;
- человеческую личность нужно воспринимать безусловно полностью, включая всевозможные ее качества (физиологические, интеллектуальные, душевные);
- сознание следует понимать как свойство Вселенной, универсальное и неограниченное рамками нервной системы и клетками головного мозга;
- измененное состояние сознания (расширенная картография), возникающее при холотропном дыхании работает с личностными, перинатальными и трансперсональными зонами.
- причиной различных проблем является внутренняя конфронтация между стремлением к целостности и прошлыми травмами, которые ограничивают. Травматическим опытом считается такое переживание, которое человек отвергает, вместо того, чтобы принять как свою часть. Защитный механизм вытесняет такой опыт в бессознательное, усугубляя проблему, тем, что она превращается в неосознанную. Результат – проявление симптомов на психологическом, психосоматическом уровне. Человек может ощущать это как некую неудовлетворенность в самом простом случае, возможны и другие расстройства, такие как неспособность к нормальной коммуникации, невротические фобии, различного рода зависимости, депрессии и др.
- холотропное дыхание дает возможность проникнуть в бессознательное, прожить тот опыт, который там содержится, принять его как свою часть. После этого снимаются конфликты, мешающие идти к целостности, пониманию бытия и принятию его таким, какое оно предстает, выйти за пределы ограничений Я-концепции.
- в холотропной терапии используются те возможности, которые открывает измененное состояние сознания.
- принимается, что у каждого человека имеется своя внутренняя мудрость, которая и помогает ему разобраться во всем, не полагаясь на внешние суждения терапевта или кого-то еще. «Внутренний целитель» сам выбирает тот опыт, с которым необходимо отработать в настоящий момент и выделяет для этого ресурсы.
Роль терапевта в холотропном подходе заключается в:
Ведущий занятие по холотропному дыханию терапевт видит свою роль в следующем:
- обеспечение безопасности во время сеанса;
- безоценочное принятие всех переживаний, всплывающих в процессе, поддержка и сопровождение дышащего;
- помощь в интергации опыта.