Ситтера и холонавт - распределение ролей
Перед семинарским занятием, посвященным практике дыхания, вся группа делится на пары. Один из участников будет выполнять функции ситтера (sitter – сиделка) или помощника, второй станет холонавтом или дышащим.
Что должен делать ситтер?
Ситтер помогает своему партнеру во время сеанса холотропного дыхания.
Главные качества, которые потребуется проявить человеку, выступающему в этой роли: ответственность и ненавязчивость. Что должно обеспечить внешнюю безопасность и эффективность соответственно. Помочь при необходимости и не мешать естественному проживанию состояния.
Поддержка может включать в себя многое: обеспечить салфетками или проводить в туалет. При этом ситтер максимально сконцентрирован, имеет представление о возможных эмоциях, переживаниях, физических ощущениях дышащего. Никакого вмешательства на основании интеллектуальных выводов или теоретических предварительных инструкциях в холотропном дыхании нет.
Итак, ситтер должен.
1) Позаботиться о безопасности своего холонавта.
Установка следующая: во время сессии твой дышащий для тебя является самым важным человеком.
Холонавт может начать производить какие-то движения, ситтер должен внимательно следить, чтобы не случилось какой-нибудь травмы. Например, можно подложить подушку или покрывало под руку, если дышащий бьет ею об пол, или загородить его собой от соседнего не в меру активного холонавта.
2) Обеспечить условия для аутентичного проявления своего холонавта.
В течение переживаний холонавта ничто постороннее не должно вмешиваться и нарушать его. Прежде всего, ситтер никак не может делать это сам, по крайней мере до тех пор, пока холонавт не попросит его об этом. Также не нужно рассматривать окружающих людей и пространство, разговаривать также крайне не рекомендуется, поскольку речь может сбить ритм дыхания и прервать транс.
Если холонавт попросит, то ситтер должен помочь снять физическое напряжение во время сессии, но это осуществляется только по просьбе дышащего.
Напряжение убрать можно двумя способами: статическая нагрузка на напряженные мышцы или же массаж напряженных участков. Но этот второй вариант имеет недостатки: сложно разрядить спазм и работу выполняет не сам холонавт, а его ситтер. По поводу физического напряжения у руководителя семинара должна иметься инструкция.
3) Контролировать непрерывность дыхания.
В начальной стадии сеанса случается, что холонавт настолько увлекается впечатлениями, что забывает, что нужно интенсивно дышать. Тогда ситтер должен ненавязчиво намекнуть об этом. Например, подышать в ритм возле уха дышащего. Вербальное напоминание здесь не годится, можно разрушить переживания.
4) Поход холонавта в туалетную комнату ситтер также должен контролировать, проводить туда и привести обратно. Если необходимость сходить в туалет возникает у самого ситтера, то соседние ситтеры или кто-то из свободных помощников становится на этот короткий момент сиделкой.
5) Что НЕЛЬЗЯ: категорически ситтеру запрещается интенсивно дышать, поскольку тогда его роль ситтера будет провалена и он превратиться в холонавта.
6)Также НЕЛЬЗЯ: свои переживания или мыслительные процессы проецировать на процессы холонавта.
В книге Грофа приводится даже показательный пример, когда помощница решила, что ее холонавт нуждается в материнской нежности, попыталась ее предоставить, но оказалось, что тот видел себя викингом. Так бесславно прервался поток переживаний и сеанс завершился безрезультатно.
Ситтер помогает своему партнеру во время сеанса холотропного дыхания.
Главные качества, которые потребуется проявить человеку, выступающему в этой роли: ответственность и ненавязчивость. Что должно обеспечить внешнюю безопасность и эффективность соответственно. Помочь при необходимости и не мешать естественному проживанию состояния.
Поддержка может включать в себя многое: обеспечить салфетками или проводить в туалет. При этом ситтер максимально сконцентрирован, имеет представление о возможных эмоциях, переживаниях, физических ощущениях дышащего. Никакого вмешательства на основании интеллектуальных выводов или теоретических предварительных инструкциях в холотропном дыхании нет.
Итак, ситтер должен.
1) Позаботиться о безопасности своего холонавта.
Установка следующая: во время сессии твой дышащий для тебя является самым важным человеком.
Холонавт может начать производить какие-то движения, ситтер должен внимательно следить, чтобы не случилось какой-нибудь травмы. Например, можно подложить подушку или покрывало под руку, если дышащий бьет ею об пол, или загородить его собой от соседнего не в меру активного холонавта.
2) Обеспечить условия для аутентичного проявления своего холонавта.
В течение переживаний холонавта ничто постороннее не должно вмешиваться и нарушать его. Прежде всего, ситтер никак не может делать это сам, по крайней мере до тех пор, пока холонавт не попросит его об этом. Также не нужно рассматривать окружающих людей и пространство, разговаривать также крайне не рекомендуется, поскольку речь может сбить ритм дыхания и прервать транс.
Если холонавт попросит, то ситтер должен помочь снять физическое напряжение во время сессии, но это осуществляется только по просьбе дышащего.
Напряжение убрать можно двумя способами: статическая нагрузка на напряженные мышцы или же массаж напряженных участков. Но этот второй вариант имеет недостатки: сложно разрядить спазм и работу выполняет не сам холонавт, а его ситтер. По поводу физического напряжения у руководителя семинара должна иметься инструкция.
3) Контролировать непрерывность дыхания.
В начальной стадии сеанса случается, что холонавт настолько увлекается впечатлениями, что забывает, что нужно интенсивно дышать. Тогда ситтер должен ненавязчиво намекнуть об этом. Например, подышать в ритм возле уха дышащего. Вербальное напоминание здесь не годится, можно разрушить переживания.
4) Поход холонавта в туалетную комнату ситтер также должен контролировать, проводить туда и привести обратно. Если необходимость сходить в туалет возникает у самого ситтера, то соседние ситтеры или кто-то из свободных помощников становится на этот короткий момент сиделкой.
5) Что НЕЛЬЗЯ: категорически ситтеру запрещается интенсивно дышать, поскольку тогда его роль ситтера будет провалена и он превратиться в холонавта.
6)Также НЕЛЬЗЯ: свои переживания или мыслительные процессы проецировать на процессы холонавта.
В книге Грофа приводится даже показательный пример, когда помощница решила, что ее холонавт нуждается в материнской нежности, попыталась ее предоставить, но оказалось, что тот видел себя викингом. Так бесславно прервался поток переживаний и сеанс завершился безрезультатно.